Disclaimer: Весь текст написан исключительно в качестве личной точки зрения, и остается открытым вопросом к разработчикам и инвесторам данного приложения.

Сегодня утром, я наткнулся на новую статью про приложение SpringFruit. Вот она — Kursiv.kz. Прочитал, удивился и задался вопросом: Приложение еще живое?

Для справки: Приложение SpringFruit является геолокационным сервисом знакомств. На карте в режиме онлайн вы можете видеть концентрацию парней и девушек в тех или иных заведений (кафе, рестораны, клубы). Вы можете сортировать заведения по таким параметрам как количество парней, количество девушек и т.д. Отличительной особенностью является возможность писать сообщения пользователям, находящимся на расстоянии в один километр.

Я увидел много пустых обещаний от разработчиков, что вот вот они исправят баги, прошло 9 месяцев существования приложения а сдвигов все также нет. Авторы приложения, которые только и делают что дают (платные) интервью авторитетным изданиям (Forbes, Kursiv, Tengrinews), ничего не делают в техническом плане. Разработчики, в которых я верил и болел всей душой меня огорчают. Ведь это вы первыми в Казахстане смогли добиться широкого охвата и освещения запуска вашего приложения. Ни у кого из казахстанских мобильных разработчиков не было таких денег и охвата для маркетинговой поддержки. Реклама на сайтах, реклама внутри приложений, множество интервью, фоторепортажи, видео реклама в кинотеатрах (первая реклама мобильного приложения Казахстане!) и вот так вот взять и профукать идею и техническую реализацию проекта. Я разочарован в вас. Что именно меня беспокоит и что я думаю о данном приложении? Давайте я расскажу вам по порядку. 

В статье о которой я писал выше указывается что разработчики приложения собрались выходить с середины марта на мировой рынок. Они упомянули что выходят на мировой рынок с маркетинговой поддержкой в Сингапуре. Одновременно с этим приложение будет доступно для закачки и по всему миру. Особенно в статье выделено высказывание что мировая версия будет отличаться от казахстанской на 40 процентов. Я не понимаю этого. Не лучше ли сначала «обкатать» продукт внутри Казахстана, достигнуть тут высот, а потом уже выходить на мировой рынок. Посмотрите на убогое приложение, которое уже полгода не обновлялось ни на Андроид ни на iOS. В нем куча багов и недоразвитого функционала. Доработайте его до идеала, заручитесь поддержкой казахстанских пользователей, а потом уже выходите на мировой рынок, неважно начиная с Сингапура или откуда либо еще.

Количество пользователей

В статье также указано что количество пользователей достигло 10 тысяч человек, за 8 месяцев. И прирост в тысячу человек они считают хорошим в Казахстане. 8 месяцев назад это было бы хорошим ростом, но не сейчас. Рынок очень динамичный. Посмотрите на топовые мобильные приложения сделанные в Казахстане. Многие из них перешагнули отметку в 100 тысяч загрузок, а некоторые и больше полумиллиона. Куда вы со своими жалкими 10 тысячами пользователями собрались завоевывать мировой рынок? Касательно этой цифры пользователей у меня также есть сомнения.

10 тысяч пользователей? А сколько из них активны? Проверил число загрузок в Google Play Market — чуть больше 100 загрузок, в AppStore — около 5 500 загрузок (Источник). Итого вижу около 5600 загрузок. Где же обещанные 10 тысяч пользователей. Даже если представить что загрузок 5600, из них 70 процентов приходится обычно на Алматы — 4000 в Алматы, активны в лучшем случае 50 процентов — 2000 человек, я должен увидеть вечером в пятницу или в субботу на карте. На деле же я вижу всего 5 (пять!) человек! Вы представьте себе целых 5 (пять!) человек пользуются приложением! Уму не постижимо откуда взялась цифра в 10 тысяч пользователей. 

Техническая составляющая

Авторизация приложения происходит через социальную сеть вКонтакте. Других способов нет. Это ведь неправильно. Вы теряете как минимум 50 процентов пользователей Казнета, у которых нет аккаунта вКонтакте. Было бы рациональней подключить авторизацию и через другие социальные сети, а в идеале лучше иметь собственную систему авторизации аккаунтов.

Также к технической составляющий у меня главный вопрос: зачем бы не использовать API Foursquare либо распространенного в СНГ геолокационного приложения 2GIS и на базе него строить карту. Сейчас в приложении заведения создаются вручную, не очень удобно и приемлемо. Ведь это тяжело выстраивать всю сеть заведений с нуля. Также как указывали инвесторы приложения, они хотят со временем выгодно продать свой продукт. Но ведь тот же Foursqure не захочет вас покупать, если вдруг вы станете успешными. Они просто дадут задание своим программистам и за одну ночь они смогут добавить новый функционал на Foursquare. И вся ваша история с выходом на Nasdaq сорвется. Касательно Nasdaq отдельная история, похожая на комедию. 

Nasdaq

В каждой статье про данное приложение я вижу как уверенно заявляют создатели о выходе на Nasdaq. Вы учили матчасть? Вы знаете что нужно для выхода туда? Инвесторы даже не могут предоставить открытую информацию о размере инвестиций, нет открытой статистики по пользователям. Вы ведь будете готовиться к IPO. C самого начала вам желательно держать репутацию хорошей, а не дискредитировать себя пустыми обещаниями для своих пользователей. Как говорят в народе: не говори хоп пока не перепрыгнешь. Даже очень крупные компании очень редко открыто говорят о выходе на IPO. Такого рода новости появляются обычно за полгода до выхода на IPO, и к нему очень тщательно готовятся, а не просто разбрасываются громкими и голословными статьями. 

Инвестиции

На протяжении всех интервью и статей я вижу как разработчики то и дело говорят о финансировании, мы потратили столько, мы привлекли столько, мы думаем что нам нужно столько. Но где же реальные результаты. Финансы конечно важны при запуске проекта, но если он не работает должным образом в техническом и идеологическом плане, то никакой маркетинг не сделает из никчемного приложения — полезное. Ребята, не зацикливайтесь на финансах. Продукт а также опыт работы над продуктом тоже немаловажен! 

Опыт

И напоследок об опыте. Я не видел ни одного успешного приложения, которое данные разработчики бы сделали раньше. Вы можете возразить многие хиты игровой и мобильной индустрии сделаны новичками. Соглашусь, но не в полной мере. Все равно за любым успешным приложением стоит огромный опыт. Путь проб и ошибок. Пройдет несколько месяцев упорной работы прежде чем вы достигнете результата. Но что же сделали люди из компании SpringFruit за 10 месяцев кроме хорошей рекламной кампании? Я не вижу к сожалению ничего. Может быть я ошибаюсь и к середине марта разработчики покажут нам супер приложение, которое выстрелит? Хочется в это верить, но мне это дается с трудом.

И как гласит заголовок данной статьи мне очень интересно, это один из мыльных пузырей казнета, который не появившись на рынке должным образом лопнет? 

P.S. Надеюсь мне дадут хоть какое-то прояснение авторы данного приложения. Я выслал им ссылку на данную статью, при возникновении комментариев с их стороны, я обязательно добавлю их сюда.

P.P.S. А вы пользовались данным приложением? Что вы думаете об идее и о приложении?

А вот и ответ от создателей приложения. Публикую его таким, какой он пришел. Мое личное мнение — присланный ответ, это стандартные комментарии в качестве отписки. Главное что я уловил из ответа, нам все также нужно ждать новую версию, которую мы, пользователи в Казахстане ждем уже 8 месяцев.

Ответ SpringFruit Олжас Бейсембаев: Во-первых, большое спасибо за интерес к нашему продукту. Интерес со стороны СМИ еще раз доказывает, что местному рынку не все равно, как развиваются отечественные продукты, в особенности наше приложение SpringFruit. Главным принципом работы нашей команды в продвижении продукта является бесплатные размещения в прессе. Мы предпочитаем создавать интересный контент, а не платить за контролируемое содержание. На протяжении года мы никогда и никому не платили за публикации. Ни Forbes, ни Капиталу, ни Курсиву. Достаточно позвонить в редакции всех СМИ, чтобы удостовериться в этом.

Ответ SpringFruit Олжас Бейсембаев: Основной целью любого стартапа является скорейший выпуск прототипа для проверки идеи и интереса со стороны пользователей. Казахстан мы изначально расценивали как рынок для тестирования нашей первой лайт-версии, лишенного сложного функционала. Мы сознательно ограничили работу приложения рамками Казахстана, чтобы сделать максимально эффективный тест-драйв на хорошо знакомом нам рынке. Первых 3-4-х месяцев работы приложения нам было достаточно, чтобы понять – необходимо переориентировать наши усилия на разработку готовой версии, которой могут пользоваться уже во всем мире.

Количество пользователей

Ответ SpringFruit Олжас Бейсембаев: Для измерения количества пользователей приложения мы используем встроенный в приложение Flurry SDK, который максимально точно дает представление о том, как и когда используют наше приложение. Поэтому кому, как не нам, знать точную статистику по своему продукту. Число активных пользователей в Казахстане снижается, потому, что сосредоточившись на разработке новой версии, мы перестали использовать hooks&triggers в приложении, которые и мотивируют пользователей чаще заходить в приложение, также мы перестали обновлять базу данных заведений, которую мы собирали в течение года, соответственно перестали выпускать Updates. Еще раз повторюсь, что Казахстан мы использовали в качестве тестовой площадки, и ожидать от нас большой работы над поддержкой приложения в рамках небольшой страны было бы глупо. Мы направляем в данный момент все усилия, чтобы выпустить продукт, который учтет все ньюансы и пожелания пользователей, но уже для скачивания по всему миру.

Техническая составляющая

Ответ SpringFruit Олжас Бейсембаев: Ждите новую версию приложения, там все будет.

Nasdaq

Ответ SpringFruit Олжас Бейсембаев: В нашей команде работают грамотные профессионалы с зарубежным образованием и большим практическим опытом работы. Мы ясно понимаем, что такое IPO. Речь идет о среднесрочных перспективах. Наши планы – выйти на IPO. Ставя перед собой такие амбициозные цели, мы прекрасно осознаем какой фронт работы нам предстоит выполнить и какой путь предстоит пройти. Эти планы выстроены совместно с инвестором, который имеет богатый опыт на международных рынках капитала и листинге компаний на бирже.

Инвестиции

Ответ SpringFruit Олжас Бейсембаев: Опять же, первые 8 месяцев работы приложения – это тестирование прототипа продукта в Казахстане. Комментарии излишни.

Опыт

Ответ SpringFruit Олжас Бейсембаев: Если говорить по-честному, в Казахстане очень мало опытных разработчиков успешных приложений, даже только потому, что рынок разработки мобильных приложений еще только зарождается. Если подытожить, эти месяцы работы над нашим проектом, дали нам неоценимый опыт, позволили выстроить грамотную команду, обратить внимание молодого и амбициозного инвестора, поверить в свои силы. Самое главное, наш кейс в Казахстане стал обсуждаем и может послужить хорошим примером для молодых разработчиков . А мы идем дальше, надеемся, что вы с нами.